sunny

2016: Монголия, часть 4 - национальный парк Горхи-Тэрэлж

В последний день нашего пребывания в Монголии мы ездили в Горхи-Тэрэлж - потрясающий по своей красоте национальный парк, получивший соответствующий статус в 1993 году, а до этого бывший частью Хан-Хэнтэйского заповедника.

Оказалось, что от Улан-Батора до южного въезда в нац. парк ехать нужно было всего 40 км по асфальтированному шоссе, так что на дорогу ушло меньше часа. Так как одной из запланированных частей нашей программы в этот день была поездка верхом на лошадях, то бОльшую часть дороги до парка гид потратил на вводную лекцию "Лошади для чайников: что делать и как на них не умереть". Всем нам раздали устрашающего вида памятки с описанием опасностей, подстерегающих неопытных всадников, по глупости своей решивших, что они готовы к этому испытанию. Среди пунктов, в числе прочих, были такие:
- на монгольских лошадей нельзя залезать с правой стороны (они к тому непривычные - убьют),
- лошадей нельзя обходить/стоять близко сзади (они вас лягнут и убьют), а также
- нельзя делать селфи и пользоваться телефоном, когда едете верхом (вы обязательно упадете, и лошади накинутся на вас и убьют).
Также в этой памятке было еще около 10 пунктов, повествовавших о том, почему связываться с лошадьми - вообще плохая затея.

Ближе к концу лекции, когда в головах у слушателей естественным образом начали складываться вопросы вроде "А на хрена мы, собственно, на ваших лошадях вообще едем?" и "А может, не надо?", нас всех попросили подписать листок, таким образом соглашаясь, что мы не имеем претензий ни к кому вообще и к тур. компании в частности в случае нашей скорой и, видимо, неминуемой смерти, так что пути назад для нас не стало. Как известно, настоящие мужчины всегда предпочтут геройскую смерть позорному бегству.

Перед въездом в парк наш автобус остановился, и все выгрузились на улицу. Красота гор и их зеленые склоны меня поразили. У подножия одной из таких пологих гор возле самой дороги при нас быстро развернулась предприимчивая юрта, торгующая всякой всячиной.

Среди сувениров были замечены бюсты перспективных монгольских ханов, а также почему-то Ленина, Сталина и Гитлера (!) Может, там была акция "Купи Ленина со Сталиным и получи Адольфа в придачу"? В общем, прикола я не понял.

Ну, да и ладно, чего только эти сувенирщики не напечатают и не наштампуют. Остановились мы у въезда в парк, собственно, чтобы полюбоваться окружающими пейзажами. А любоваться, к слову, было чем: за сувенирными юртами начинались прекрасные изумрудные склоны...

...а в другую сторону был виден въезд в парк, располагавшийся за мостом через реку Туул. Автомобильный мост является самой низкой точкой парка и находится на высоте... 1380 метров над уровнем моря. Да, река. На высоте 1380 метров над уровнем моря. Выше, чем большинство корейских гор.

До сих пор не могу осознать, как это так реку угораздило. К слову, самые высокие горы в парке Горхи-Тэрэлж - это 2551-метровая Гэлэн-Уул и 2646-метровая Алтай-Улгин-Уул, так что относительная высота гор получается не такой большой.

Из травы то тут, то там выступают яркие цветочки:

Старый деревянный мост через реку завораживал и пугал одновременно: казалось, что его кривой настил не выдержит тяжелого автобуса, и мост упадет в реку. Но автобус проехал благополучно, а мы шли пешком и любовались округой.

Тут мы снова сели в автобус и поехали дальше. Гид решил освежить нашу память новой лекцией на тему "Монгольские лошади: животные контрастов, или почему вы должны бояться ездить верхом". Все начали нервно хихикать и неуверенно переглядываться, явно планируя позорное бегство.

По дороге мы несколько раз останавливались у причудливых больших камней. В камне на фото ниже можно было заглянуть в трещину посередине и увидеть в трех метрах от себя стену - кто бы мог такое предположить? Все разминались, чтобы быть в лучшей форме перед предстоящей поездкой на Адских Скакунах - видимо, хотели, чтобы их запомнили именно такими.

Иногда на склонах попадались всадники, пасшие Предвестников Смерти. Предвестники выглядели мирно, но, предупрежденные гидом, мы насквозь видели этих коварных тварей, явно жаждущих нашей гибели.

Тут мы снова сели в автобус и поехали дальше. Вот и долгожданное ранчо, с которого нам предстояло ехать верхом на Жеребцах Гнева по парку.

Гид собрал нас всех в кружок и провел третью, завершающую лекцию про езду верхом под общей темой "Почему ваша жизнь, несомненно, удалась и какие вы герои, что попробовали". Чувство братства, сковавшее к этому времени нашу небольшую, но отважную группу, было неописуемо. У всех в глазах стояли слезы. Коллеги постарше напоследок любовались фотографиями своих семей, спрятанные до этого момента в кошельках.

Стоит сказать, что к этому моменту мой будущий конь представлялся мне примерно так:

Но вот и настал час Икс. К нам приблизились проводники, при этом каждый из них держал под уздцы по 2 оседланных лошади, из ноздрей и из-под копыт которых вырывалось пламя. Лошади косились на нас недоверчивыми огненными глазами. Нам всем по очереди помогли залезть на лошадей, конечно же, СЛЕВА, как велела памятка - видимо, чтобы хоть как-то задобрить диких зверей и оттянуть нашу неминуемую кончину. Моя очередь была одной из самых последних - наверное, меня пожалели как самого молодого и решили дать возможность сделать несколько лишних вздохов на прощание. Наш гид, со скупой мужской слезой в глазах, напоследок похлопал всех по плечу, но сам, зараза, верхом ехать отказался.

Мне помогли забраться в седло, жизнь пронеслась перед моими глазами, и понеслось. Телефон я от греха подальше спрятал, залез на лошадь, согласно технике безопасности, только слева, и ни в коем случае не стоял и не обходил ее сзади, но мне это не помогло. Скакун Инферно убил меня через 15 секунд после начала моей поездки, встав на дыбы после бешеного галопа.

P.S. Как вы догадались, я шучу. Лошади Пржевальского, которых к нам подвели, были ненамного выше цирковых пони, так что мои низко свисавшие ноги изредка задевали высокую траву. Выглядел я, должно быть, как папа, решивший покататься на электромашинке своего сына. Вдобавок, каждый из проводников вел по 2 лошади с неопытными наездниками в нашем лице под уздцы. ПОД УЗДЦЫ. ШАГОМ. ВСЮ ПОЕЗДКУ. Проехав таким образом около 5 минут до столовой, где нам предстояло обедать, мы спешились, дали проводникам по доллару чаевых и с гордым видом мужчин, убивших медведя деревом, лично срубленным голыми руками моментом ранее, проследовали за заслуженной трапезой.

Да, все было именно так. Мы ехали 5 минут верхом. Тихим шагом - нас обгоняли пешком. Наших лошадей все это время вели под уздцы, и ни разу не выпускали. Да, одним из верховых проводников была девочка лет 12-ти на вид, что делало наши взвизгивания глубоко неуместными. Да, для этой поездки мы прослушали 3 летучих митинга о вреде езды верхом и нашем неминуемом конце и подписали соответствующий циркуляр. Да, самым большим происшествием за поездку оказалось то, что одна из лошадей поначалу отказалась идти вперед, но потом все же пошла. Тем не менее, все это не помешало нам почувствовать себя героическими монгольскими воинами, отправившимися завоевывать весь остальной мир.
...Тихим шагом. Чтобы зловеще.
...Под уздцы. Чтобы деморализовать противника.

Итак, спешившись, мы, радостно обнимаясь, поспешили к долгожданному обеду в столовой у скалы. Адреналин в крови зашкалвал. Начал собираться дождь. На обед было бесконечное количество сочной баранины с картошкой и морковкой, мясной суп и монгольские водка с пивом. Водка обныкновенная, 40-градусная, "Чингис Голд" - я не пил, но корейцам понравилась.

Виды вокруг были прекрасные. Повсюду были раскиданы юртовые лагеря для туристов, коих в парке насчитывается более 60. Также на территории парка общей площадью почти 3,000 квадратных километров находятся 5 домов отдыха (отелей).

В парке водятся бурые медведи и 250 видов птиц. Конечно же, никуда без наших старых знакомых - огромных крылатых хищников.

Флора вокруг - просто потрясающая!

Таёжные ландшафты парка являются южной окраиной забайкальской тайги, проникающей на территорию Монголии по нагорью Хэнтэй. Согласно википедии, "горы достаточно пологи и не представляют сложности для восхождения (в том числе и верхом на лошади) без применения альпинистских приёмов и оснащения."

Под ногами всюду были "каменные розы", они же - "молодило".

Южные склоны гор - пологие (остепненные), а северные обычно покрыты лиственничной тайгой. Лес поднимается до высоты 2 200 м, выше располагаются голые скалы (гольцы).

Никуда без милых сердцу березок:

А после обеда мы поехали в красивый монастырь. Тут повсюду были высокие лиственницы, а местность из пологой стала довольно гористой.

Листенницы я видел впервые в жизни.

К зданию монастыря у вершины горы вела длинная дорога, вдоль которой стояли пронумерованные щиты с мудрыми изречениями из буддизма, вроде "Береги честь смолоду" и "Не катайся верхом на монгольских лошадях". Их назначение стало ясно позже.

Поднявшись к беседке на полпути к монастырю, можно было крутануть большой барабан. Этот барабан был соединен со стрелкой под потолком, которая указывала на цифры от 1 до 150-ти. Этот-то номер и становился "вашим" - таким образом судьба-стрелка выбирала для вас мудрое изречение на тех самых пронумерованных щитах.

Вот, наконец, и монастырь. Подъем к нему был крутой, но любопытный. Внутри повсюду были подвешены четки для молений и было очень умиротворенно.

Ну, а виды сверху на долину, из которой мы поднялись, открывались просто-напросто превосходные.

Спускались мы уже около 5 часов вечера.

Вдоль дороги были часто запаркованы Носители Мести. Также мы регулярно замечали людей, катавшихся на них верхом вместе с гидом и НЕ ПОД УЗДЦЫ и даже не всегда по дорогам. Что они о себе возомнили?! Боже, упокой их наивные души.

На этом наше посещение парка закончилось. Парк Тэрэлж мне понравился прямо очень - я бы с радостью вернулся сюда еще, на многодневный тур, которых здесь, если верить гиду, великое множество. Есть тут и туры с треккингом пешком по горам, и исследование флоры-фауны и рыбалка на джипах, и многодневные обучающие программы езды верхом (может, даже уздцы отпускают под конец), и, наконец, естественные горячие источники. В общем, если ехать большой и теплой компанией, то здесь можно легко найти занятия всем по вкусу.

На обратном пути из парка в Улан-Батор мы сделали детур, чтобы посмотреть огромную 40-метровую статую Чингисхана из нержавеющей стали, установленную в 2008 году. Памятник издалека смотрится очень внушительно:  он стоит на 10-метровом туристическом центре, внутри которого есть небольшой музей и магазин сувениров. Вход для взрослого стоит 7000 тугриков - почти 3 доллара, детский билет вдвое дешевле.

Но самый главный "прикол" этого памятника в том, что посетители могут подняться на верх статуи на лифте, расположенным не скажу в какой части лошади, выйти из передней части "седла" и подняться по лошадиной шее ей на голову, чтобы насладиться прекрасным паронамным видом местности. Вот так выглядят руки памятника вблизи:

Территория вокруг пока пустовата, но вроде бы ее в ближайшие годы должны украсить двумя сотнями юрт, расположенными в традиционном узоре, который изображали на монгольских лошадях 13-го века.

На все это молча и осуждающе взирают орлы, которых можно покатать на руке за деньги и сфотографироваться.

Статуя понравилась, но территория вокруг нее пока пустовата.

Вот и пришел конец моей повести о днях, проведенных в Монголии. Как дорогой слушатель имел возможность убедиться, я совершенно не наврал в предисловии, написанном в первой части моего романа - я взаправду бороздил пески пустыни Гоби, ночевал в юрте и чудом остался жив после езды верхом на Скакуне из Преисподней. Монголия очень понравилась своей непохожестью ни на что другое, из всего, что я видел до этого, и при этом похожестью на Россию. Тем не менее, за 3 дня организованного корейского тура атмосферы страны я познал очень мало, и думаю, что с удовольствием вернулся бы сюда еще для более подробного знакомства, с расстановкой и без спешки.

Пока!

я не понял, а где рассказы про пьяных корейских профессоров?
это - не главное мое впечатление от поездки

и это всего лишь за 3 дня? насыщенная программа, но, конечно, всегда хочется большего. виды на фотографиях неимоверные, повествование - как будто читаешь любимую книгу с захватывающим сюжетом. прочитала все части, всё понравилось, я не везде писала комментарии лишь потому, что рассказано настолько полно и подробно, что даже нечего было и сказать
спасибо!

Спасибо за отзыв! Тур был традиционный корейский - главной целью подобных мероприятий является не погружение в атмосферу цели путешествия, а проставление галочек напротив как можно большего числа мест и достопримечательностей, при этом желательно, чтобы места были разбросаны друг от друга на как можно бОльших расстояниях :)