sunny

2016: Монголия, часть 2: пустыня Гоби

Продолжение от Игоря, начало тут.

25 июня 2016

Вечером первого дня моего пребывания в Монголии мы, после 4-часовой поездки на автобусе из Улан-Батора, добрались-таки до пустыни Гоби (по-монгольски - Говь, "Гови").

Гоби - пустыня так называемой "дождевой тени": очень небольшая часть влаги из Индийского океана может перебраться сюда через Тибетский хребет, обступающий пустыню с юга, что приводит к засушливому климату к северу от Гималаев. Пустыня Гоби имеет протяженность 1,600 километров с юго-запада на северо-восток и 800 км с севера на юг - вполне достаточно, чтобы потеряться. Большая часть пустыни - это не песок, привычно возникающий в нашем воображении, а безжизненные камни, оголенные эрозией. Напоследок скажу, что Гоби - пустыня холодная, с разбросом средних температур от -26 градусов в январе до +17 в июле, здесь часто бывает иней и иногда идет снег. Вызвано это тем, что пустыня находится севернее "обычных" пустынь, да к тому же еще и на плато высотой 1000-1250 метров над уровнем моря. В общем, шутки с этим местом плохи.

Надо сказать, что пустыня начинается внезапно: она вырастает прямо из обычных зеленых степей, без всяких переходов. Хотя даже не знаю, какими эти переходы должны быть. На "входе" в пустыню разъезжает верхом на лошадях Пржевальского великое множество ушлых мужичков, предлагающих вам прокатиться на двугорбых азиатских верблюдах.

Местные верблюды отличаются от своих африканских "коллег" более густым шерстным покровом, а также значительно более крупными размерами (достигают 1 тонны против "африканских" 700 кг). Что характерно, дикие представители это вида находятся на грани вымирания (их осталось всего несколько сотен), несмотря на охранные меры, в то время как одомашненная версия вполне себе цветет и пахнет (больше 2 млн голов, в том числе в Забайкалье).

Итак, мы выгрузились у "организованного входа" в пустыню (песчаная площадка, где останавливается автотранспорт). Обувь я решил снять и пойти босиком, как и большинство моих коллег, хотя некоторые все-таки забоялись и предпочли потом долго вытряхивать песок из ботинок после прогулки. Песок был наипреятнейший на "ощупь"- самый мягкий из всех, что я видел, и комфортной температуры (+25), несмотря на холодный ветер.

И вот так, гуськом и понурив головы, пошел наш "караван" на дюны, фотографироваться:

Мне это столпотворение довольно быстро надоело, поэтому я решил отделиться от группы и пойти на "свои" дюны. Очень интриговало то, что я мог быть первым человеком, ступавшим по каждому новому бархану (глупости, конечно, но щекочет воображение и мотивирует будь здоров):

А вот березки - как они тут выживают?.. Дальше - много фотографий пустыни без комментариев:

Вот это поворот:

А это - саксауловые заросли. Саксаул я видел в жизни впервые и узнал, что это саксаул, уже при написании этого повествования.

Мои одинокие следы - со мной никто не пошел:

И тут вдруг я осознал, что во время своей увлеченной беготни по пустыне я... кажется, потерялся. Отбился от группы. Ветер задул мои следы, поэтому понять, откуда я пришел, стало невозможно, а куда ни посмотри, за каждой дюной начиналась точно такая же новая...

К тому же, уже начинало темнеть (но как красиво выглядят твои следы на склоне дюны - они тут единственные!)

Ну ладно, попугал и хватит - шучу я! Как же, потеряешься тут... Никакие мои следы ветер не задувал, темное небо - это фотошоп, и вообще окружающее выглядело примерно так:

Куда ни глянь, все холмы, ближайшие ко "входу", были покрыты фотографирующимися группами, в большинстве своем корейцев. Тут мимо нас с энтузиазмом пронеслась наверх группа 70-летних корейцев, которых мы встретили раньше на обеде в ресторане. Они были еще более выпимши, всех и все вокруг любили и, видимо, следовали за нами по пятам на своем автобусе. Все корейцы после обязательной фотографии под общей темой "Я - покоритель диких барханов" с довольным видом скатывались вниз с дюн и нетерпеливо ожидали гида и друзей, чтобы проследовать в автобус, видимо, с целью распития спиртных напитков.

Тем временем коллега-американец, так же, как и я, увлеченно бегал по окрестным барханам с фотоаппаратом:

А вот так отдыхают "на природе" (хочется написать "на речке") местные пацаны. Загнали джип под брюхо в песок, достали столик, разделись по пояс, взяли по банке пива - и вперед. Никаких вам зонтиков, еды и прочей ерунды. Корейцы, все без исключения одетые в 3 слоя профессиональной одежды для активного отдыха и покрытые двумя слоями противозагарного крема, наблюдали за происходящим округлившимися глазами.

Одинокий путешественник:

А теперь - суровая правда. Как я выяснил впоследтсвии на карте, нас привезли не к самой пустыне, а показали "пробник" - один из узких песчаных рукавов, вдающийся в степи и подходящий ближе всего к Улан-Батору. Этим, видимо, и объяснялось большое количество туристов в этом месте, а также то, почему с вершин каждой дюны можно было видеть горы или зеленые степи:

Ну да ладно, не волнует, визит в пустыню Гоби считаю засчитанным!

После пустыни, с передозировкой опасной дикой природы, мы вернулись в наш красивый юртовый лагерь у гор. Меня с коллегой-американцем Дэниэлом привлекла одинокая грациозная белая лошадь, прошедшая по холму над лагерем, и мы решили подняться с фотоаппаратами, проверить, что там:

Забравшись на отлогий холм, мы увидели небольшое стадо "самонаводящихся" лошадей, с жеребятами, явно наслаждавшимися процессом:

У одной лошади при виде нас грива встала дыбом.

Серьезно, как эти лошади знают, куда им идти? Как их находят хозяева? За все часы, что мы наблюдали за стадами в разных местах Монголии, мы не видели пастухов, а вокруг нашего лагеря никаких домов и поселков на расстоянии прямой видимости не было. Не понимаю, как, но у лошадей явно есть встроенный навигатор.

Лошади направились к большой группе скал. Тут мы решили - а почему бы нам не попробовать на них залезть? Время было только восьмой час вечера, темнеть еще должно было нескоро, да и скалы казались пологими (на деле пришлось изрядко поскакать по камням, ну да это ладно, зато жить нескучно).

Забрались - совсем не пожалели:

Наш лагерь скрыт за скалой в центре фото:

Во-о-он та желтая полоска, перед горами на горизонте - пустынный "пробник", куда нас возили раньше. Разочарование, знаю.

Налазившись по горам, спустились вниз к столовой. На сегодня был еще запланирован сытный (конечно же, водочно-мясной) ужин. Вот такая трогательная инсталляция находится перед столовой.

Отужинав, мы проследовали в прекрасную беседку, находившуюся неподалеку. Здесь мы принялись есть хлеб "Хайнекен" и запивать его молоком "Джонни Уокер", купленным утром, как описано в предыдущей части этого повествования. Я молоко не пил, что крайне положительно сказалось на моем здоровье.

А потом на ужин в ресторан организованным строем зашла... уже хорошо знакомая нам бодрая 70-летняя корейская бригада, преследовавшая нас весь день. К ночи корейский гид нашей группы дорывал оставшуюся на своей голове половину волос. Причину мне по-русски объяснил наш гид-монгол: оказывается, гид-кореец пообещал всем моим коллегам настолько уникальный тур по Монголии, что они за время поездки "не встретят ни одного другого корейца". Ну да, как же - видимо, гиды той второй группы вероломно и коварно выкрали планы стандартной поездки у гида нашей группы, что в принципе вряд ли было очень сложно, ведь они работали в одной и той же тур-компании... В общем, постоянное преследование нас жадной до зрелищ и нетрезвой группой соотечественников заставило гида-корейца вырвать первую половину волос. Узнав же, что гид той группы еще и перещеголял его, организовав вечером для "своих" шашлык из баранины (что нашим гидом сделано не было), наш гид завыл на луну от позора и принялся за оставшиеся волосы...

... но я был далек от этой мыльной оперы. Наевшись и напившись, мы с Дэниэлом решили поискать приключений красивых фотографий и пошли, куда глаза глядят. Глаза глядели через дорогу с фото выше. Так как вся местность вокруг была крайне пологая, идти можно было совершенно куда вздумается.

Ох, уж эти бесподобные виды бесконечных далей - от такого в Корее отвыкаешь:

Вид издалека на наш лагерь:

Эти горы так и манили нас своим видом - очень уж хотелось забраться на них и посмотреть, что там, дальше. Но это было далековато, к тому же в этот день мы находились уже прилично, так что решили поисследовать местность вокуг.

Белые пятна - в основном шерсть животных и изредка кости.

Нагулявшись вдоволь, вернулись к нашему лагерю. Времени шел десятый час, и наконец-таки начало смеркаться.

Кроме нашего лагеря, вокруг не было совершенно никакой цивилизации - это было так прекрасно!

Прекрасно проспав богатырским ханбатыйским сном и рано проснувшись, мы поехали обратно в Улан-Батор, где нас ждали прогулка по городу.

...В путь нас провожала одинокая самонаводящаяся лошадь.

так круто! это так интересно побывать в местах, отличных природой от наших

была такая захватывающая история о потерявшемся в пустыне авторе, не стоило раскрывать правду)))

виды восхитительные!

Спасибо за комплименты! Что касается пустыни, то только правда и ничего кроме правды! :D

Очень красиво. Сразу захотелось побывать в пустыне.

Рад, что смотивировал! Там хорошо - наверное, особенно хорошо, если взять с собой холодильник с пивом и четверых в меру упитанных друзей